
Задача по теме: "Анализ средств выразительности"
27.24
Прочитайте текст и выполните задания 10–13.
- (1) Подайте, Христа ради, милостыньку! (2)Милостыньку, Христа ради!
(3)Никто не слышал этих жалобных слов, никто не обращал внимания на слёзы, звучавшие в словах бедно одетой женщины, одиноко стоявшей на углу большой и оживлённой городской улицы. (4)Прохожие торопливо шагали мимо неё, с шумом неслись экипажи по снежной дороге. (5)На землю спускалась святая, великая ночь под Рождество Христово.
- (6)Милостыньку... не себе, деткам моим прошу...
(7)Голос женщины вдруг оборвался, и она тихо заплакала. (8)Никому не было до неё дела. (9)Да она и сама не думала о себе, о том, что совсем замёрзла, что с утра не ела ни крошки. (10)Вся мысль ее принадлежала детям, сердце болело за них.
(11)Всё последнее время она работала, как могла, надрывала последние силы.
(12)Потом слегла и потеряла последнюю работу. (13)Подошёл праздник, ей негде взять куска хлеба.
(14)Ради детей она решилась в первый раз в жизни просить милостыню. (15)Рука не поднималась. язык не поворачивался. (16)Но мысль, что дети её есть хотят. мучила, как пытка. (17)Она готова была на всё. (18)И за несколько часов ей удалось набрать несколько копеек.
(19)И словно в ответ на отчаяние, неподалёку раздался колокольный звон.
(20)Быть может, молитва облегчит её душу? (21)Неверными шагами доплелась бедная женщина до церкви.
(22)Храм освещён, залит огнями. (23)Всюду масса людей. (24)Весёлые, довольные лица. (25)Притаившись в уголке, женщина упала на колени и замерла. (26)Вся безграничная материнская любовь, вся её скорбь о детях вылилась в горячей молитве, в глухих скорбных рыданиях. «(27)Господи, помоги! (28)Помоги!» плачет она. (29)Гихо молилась несчастная в уголке, и слёзы градом лились по её бледному Лицу.
(30)Она не заметила, как кончилась церковная служба, не видела, как к ней
подошёл кто-то…
— (31)О чём вы плачете? — раздался за ней нежный голос.
(32)Она очнулась, подняла глаза и увидала перед собой маленькую, богато одетую девочку. (33) На неё глядели с милым участием ясные детские глазки. (34)Сзади девочки стояла старушка няня.
— (35)У вас горе? (36)Да? - эти слова, сказанные нежным детским голосом, глубоко тронули женщину.
— (37)Детки у меня голодны, с утра не ели... (38)Завтра праздник...
(39)На лице девочки выразился ужас.
— (40)Няня, что же это! (41)Дети не ели ничего! (42) И завтра будут голодны!
(43)Маленькая детская ручка скользнула в муфту.
— (44) Вот, возьмите, тут есть деньги... сколько, я не знаю... покормите детей.. ради Бога. (45)Они ничего не ели! (46)Разве это можно, няня!
(47) На глазах девочки навернулись крупные слёзы.
— (48)Где вы живёте, сколько у вас детей?
—(49)Муж умер с полгода будет... (50)Трое ребят на руках осталось.
(51) Работать не могла, хворала всё время. (52)Вот и пришлось с протянутой рукой по миру идти. (53)Живём мы недалеко... вот тут... в подвале, на углу, в большом каменном доме купца Осипова.
— (54) Няня, почти рядом с нами, а я и не знала! (55) Пойдём скорее, теперь я знаю, что надо делать!
(56)Девочка быстро вышла из церкви в сопровождении старухи.
(57)Бедная женщина машинально пошла за ними. (58)В кошельке, который был у неё в руках, лежала пятирублёвая бумажка. (59)Женщина зашла в лавку, купила провизии: хлеба, чаю, сахару и побежала домой.
(60)Вот и тёмная конурка. (61)Три детские фигурки бросились к ней навстречу.
— (62)Маменька! (63)Есть хочется!
(64)Она обняла их всех троих и облила слезами.
—(65) Послал Господь! (66)Надя, затопи печку, Петюша, ставь самовар! (67) Погреемся, поедим ради великого праздника!
(68)В конурке, сырой и мрачной, наступил праздник. (69)Дети были веселы, согрелись и болтали. (70)Мать радовалась их оживлению, их болтовне. (71)Только изредка приходила в голову мысль…что же дальше? (72)Маленькая Надя тихо подошла к матери, прижалась к ней и заговорила.
—(73)Скажи, мама, правда, что в рождественскую ночь с неба слетает рождественский ангел и приносит подарки бедным детям? (74)Скажи, мама!
(75)Мальчики тоже подошли к матери. (76)И, желая утешить детей, она начала им рассказывать, что Господь заботится о бедных детях и посылает им ангела в великую рождественскую ночь и этот ангел приносит им подарки и гостинцы!
—(77)И ёлку, мама?
—(78)И ёлку, детки, хорошую, блестящую ёлку!
(79)B дверь подвала кто-то стукнул. (80)Дети бросились отворить. (81)Показался мужик, с маленькой зелёной ёлкой в руках. (82)За ним хорошенькая, белокурая девочка с корзиной, в сопровождении няни, нёсшей за ней разные свёртки. (83)Дети робко прижались к матери.
— (84)Это ангел, мама, это ангел?
(85)Елка давно стояла уже на полу. (86)Старуха няня развязала пакеты, вытащила из них вкусные булочки, кренделя, сыр, масло, яйца, убрала ёлку свечами и гостинцами. (87)Дети всё ещё не могли прийти в себя. (88)Они любовались на «ангела». (89)И молчали, не двигаясь с места.
—(90)Вот вам, встречайте весело Рождество! - прозвучал детский голосок. (91)С праздником!
(92)Девочка поставила на стол корзину и исчезла, прежде чем дети и мать опомнились и пришли в себя.
(93)Дома Маню ждала мама, горячо обняла её и прижала к себе.
— (94)Добрая моя девочка! - говорила она, целуя счастливое личико дочери.
(95)Ты отказалась сама от ёлки, от гостинцев и все отдала бедным детям! (96)Золотое у тебя сердечко! (97)Бог наградит тебя...
(98)Маня осталась без ёлки и подарков, но вся сияла счастьем. (99)Со своим милым личиком, золотистыми волосами она самом деле походила на рождественского ангела.
(По С. Чёрному*)
* Саша Чёрный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг; 1880-1932) - русский поэт Серебряного века, прозаик, журналист.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является гипербола. Запишите номера этих ответов.
1) Никто не слышал этих жалобных слов, никто не обращал внимания на слезы, звучавшие в словах бедно одетой женщины, одиноко стоявшей на углу большой и оживленной городской улицы.
2) Она готова была на всё.
3) «О чём вы плачете?» — раздался за ней нежный голос.
4) Вот и пришлось с протянутой рукой пó миру идти.
5) Дети всё ещё не могли прийти в себя.


Решение:
Гипербола — это образное выражение, преувеличение свойств, особенностей предметов и явлений. Например, напугать до смерти, горы трупов, куча денег.
Выделим указанное средство выразительности:
1) Никто не слышал этих жалобных слов, никто не обращал внимания на слезы, звучавшие в словах бедно одетой женщины, одиноко стоявшей на углу большой и оживленной городской улицы.
2) Она готова была на всё.
3) «О чём вы плачете?» — раздался за ней нежный голос.
4) Вот и пришлось с протянутой рукой пó миру идти.
5) Дети всё ещё не могли прийти в себя.
Ответ: 12
Сообщение об ошибке
Расскажите, в каком месте допущена ошибка, мы как можно быстрее её исправим. Спасибо за обратную связь!

МГ | Pro | ProMax | |
Практика на платформе | |||
Отслеживание прогресса обучения | |||
Двухуровневое домашнее задание после каждого вебинара | |||
Все материалы составлены экспертом ЕГЭ | |||
Персональный менеджер | |||
Личный куратор | |||
Разбор ошибок личным куратором | |||
Еженедельные созвоны с куратором для закрытия индивидуальных пробелов | |||
Составление индивидуального расписания |

счёта
средств
подтверждено!
Теперь вы можете приступить
к следующему уроку
курса по математике
замены
Для смены номера телефона
мы отправили Вам код по СМС,
введите его в поле ниже.
Электронная почта
На почту придет чек об оплатеНажимая кнопку "купить", Вы выражаете своё согласие с офертой оказания услуг и принимаете их условия
Здравствуйте!
Выберите информацию о себе ниже

Оплата прошла успешно!
