
Задача по теме: "Средства выразительности"
Была вечеринка
ШИНЕЛЬ БЕЗ ХЛЯСТИКА
(1)Была вечеринка. (2)Мать хлопотала возле стола и танцевала с сыном, который только что окончил десятилетку и пригласил к себе первых в жизни гостей: парней и девушек, таких же, как он, вчерашних школьников. (3)Мать разрумянилась, повеселела, и седина, пропахавшая её голову большими бороздами, стала особенно заметной. (4)Может быть, оттого что проглянуло в глазах, в улыбке матери что-то такое девчоночье, юное, безвозвратно ушедшее или навсегда спрятанное. (5)И сын вдруг подумал: а мать-то у него ещё довольно молодая. (6)Она же весь вечер дотрагивалась до него рукой, точно в чём-то удостоверивалась:
- Ну вот, ты у меня уже взрослый.
(7)Перед сном она, как обычно, зашла к сыну в комнату. (8)Она подумала: поцеловать его на ночь, поправить подушку, одеяло и успокоенно уйти. (9)Но она не поцеловала его и не поправила подушку. (10)Она села на его кровать, и сын заметил, что румянца на её щеках уже нет и что у неё очень тревожный взгляд, она беспрестанно поправляет волосы.
- (11)Что ты, мама? - спросил он.
(12)Мать ничего не ответила и долго сидела потупившись. (13)Потом провела рукой по глазам, будто стёрла с них что-то, и потребовала: - Слушай. (14)Ты уже взрослый, - она на минуту смолкла, задумалась. - (15)Есть на моей душе груз, который долго пригибал меня к земле, впрочем, он пригибает и сейчас матерей, которые растят детей без отцов… - она заговорила, как в университете, в аудитории, где работала преподавателем. (16)Он знал, что так, скованно, она будет говорить минуты две-три, а потом освободится от застенчивости и появится в её глазах, в её голосе та задумчивость и теплота, которая покоряла людей, слушавших её. (17)Но сегодня в её голосе была грусть, только грусть, потому что мать рассказывала очень грустную историю. (18)Она рассказывала о том, как приехала с фронта, без медалей и орденов, с одним свёртком на руках. (19)В этом свёртке, укутанный в бязевые портянки, пищал он, её сынишка. (20)У неё не было ничего: ни дома, ни работы, ни денег. (21)Был только сын, и она стала жить для него. (22)Она поступила в университет, и они вдвоём с сыном жили на стипендию и на те пайки, которыми время от времени их подкармливали профсоюзный и комсомольский комитеты. (23)Они жили на частных квартирах, и им всё время отказывали, потому что сын был болезненный и крикливый. (24)Кроме того, она не могла хорошо платить за квартиру. (25)А ещё ей отказывали потому, что хозяйки вечно ревновали к ней своих мужей и следили за квартиранткой, как шпионы.
(26)Мужчин она прогоняла. (27)А те за это грубо обзывали её. (28)Сначала она плакала, давала тому или иному прилипале по морде, а больше терпела и постепенно свыклась со своей бедой, и уже не лила она слёз, не дралась и научилась делать невозмутимый вид, когда слышала в свой адрес очередное оскорбление. (29)Вот только сердце у неё рано начало сдавать, может быть, потому она осталась на всю жизнь худенькой, заморенной… (30)Университет она закончила с отличием, стала работать. (31)Всё образовалось. (32)Она ни в чём не раскаивается и ни о чём не жалеет. (33)Впрочем, нет. (34)Об одной вещи жалеет. (35)Она жалеет свою солдатскую шинель. (36)В этой шинели она ползала по передовой и вынесла на ней того, кто стал отцом её единственного сына. (37)Эта шинель согревала её любовь. (38)Однажды ей стало нечем кормить сына, не на что было выкупить горячее питание из детской кухни. (39)На дворе был март, и она решила, что холода уже кончились, отнесла шинель на рынок и отдала за бесценок, потому что в ту пору на рынке продавалось много шинелей, почти новых и с хлястиками. (40)Ну вот и всё…
- (41)Вот и всё, - со вздохом повторила она и опять поправила волосы. (42)Потом опустила худые руки на колени. - (43)Теперь тебе станет тяжелее, а мне легче, - она тряхнула головой. - (44)Ничего не поделаешь, так положено в жизни - делить всё пополам. (45)Она ушла к себе, первый раз в жизни не поцеловав на ночь сына. (46)Она только пожала ему руку, как это делают настоящие друзья, и ушла.
(47)А он лежал в темноте и думал о том, что первая седина у матери, наверное, появилась в тот день, когда она продала шинель. (48)И ещё он думал о том, что ему надо прожить очень большую жизнь и страшно много сделать, чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель без хлястика.
(В. П. Астафьев*)
*Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) - советский и российский писатель, драматург и сценарист. Лауреат государственных премий, участник Великой Отечественной войны, орденоносец. Основными темами его произведений являются темы войны и русской деревни.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста выше. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
«Когда читаешь рассказ В. Астафьева «Шинель без хлястика», невольно вспоминаешь слова Р. Рождественского: «И грохочет над полночью то ли гроза, то ли эхо прошедшей войны». Вот таким эхом стала история, рассказанная героиней произведения своему сыну. Ощущение правды и искренности создаёт не только содержание истории, но и лексические средства, используемые автором, в частности (А)_ («десятилетку», «парней» в предложении 2, «пищал» в предложении 19, «давала… прилипале по морде» в предложении 28, «заморенной» в предложении 29) и (Б)_ («седина, пропахавшая её голову большими бороздами» в предложении 3, «на моей душе груз, который долго пригибал меня к земле» в предложении 15). Синтаксические средства помогают автору правдиво изобразить пережитые героиней события и испытанные чувства, например: (В)_ (предложения 4, 8, 13, 16, 18, 28) и (Г) _ (предложения 15, 29, 40)».
Список терминов:
1) антитеза
2) вопросительные предложения
3) ряды однородных членов предложения
4) парцелляция
5) разговорно-просторечная лексика
6) эпитеты
7) умолчание
8) метафора
9) риторическое обращение

Решение:
«Когда читаешь рассказ В. Астафьева «Шинель без хлястика», невольно вспоминаешь слова Р. Рождественского: «И грохочет над полночью то ли гроза, то ли эхо прошедшей войны». Вот таким эхом стала история, рассказанная героиней произведения своему сыну. Ощущение правды и искренности создаёт не только содержание истории, но и лексические средства, используемые автором, в частности (А)разговорно-просторечная лексика («десятилетку», «парней» в предложении 2, «пищал» в предложении 19, «давала… прилипале по морде» в предложении 28, «заморенной» в предложении 29) и (Б)метафора («седина, пропахавшая её голову большими бороздами» в предложении 3, «на моей душе груз, который долго пригибал меня к земле» в предложении 15). Синтаксические средства помогают автору правдиво изобразить пережитые героиней события и испытанные чувства, например: (В)ряды однородных членов предложения (предложения 4, 8, 13, 16, 18, 28) и (Г) умолчание (предложения 15, 29, 40)».
Ответ: 5837
Сообщение об ошибке
Расскажите, в каком месте допущена ошибка, мы как можно быстрее её исправим. Спасибо за обратную связь!

МГ | Pro | ProMax | |
Практика на платформе | |||
Отслеживание прогресса обучения | |||
Двухуровневое домашнее задание после каждого вебинара | |||
Все материалы составлены экспертом ЕГЭ | |||
Персональный менеджер | |||
Личный куратор | |||
Разбор ошибок личным куратором | |||
Еженедельные созвоны с куратором для закрытия индивидуальных пробелов | |||
Составление индивидуального расписания |

счёта
средств
подтверждено!
Теперь вы можете приступить
к следующему уроку
курса по математике
замены
Для смены номера телефона
мы отправили Вам код по СМС,
введите его в поле ниже.
Электронная почта
На почту придет чек об оплатеНажимая кнопку "купить", Вы выражаете своё согласие с офертой оказания услуг и принимаете их условия
Здравствуйте!
Выберите информацию о себе ниже
Электронная почта
На почту придет чек об оплатеНажимая кнопку "купить", Вы выражаете своё согласие с офертой оказания услуг и принимаете их условия

Оплата прошла успешно!
