
Задача по теме: "Подготовительные задачи. Сочинение"
По Л. А. Чарской
(1)Девочку с удлинёнными зеленовато-серыми глазами и худеньким бледно-смуглым лицом прозвали Сфинксом. (2)В гимназию её привозили всегда в шикарной пролётке, запряжённой парой породистых лошадей. (3)В классе обыкновенно недолюбливают важных, богатых гимназисток. (4)Но Сфинкса даже и не могли не любить. (5)Смуглая девочка держала себя настолько корректно и изысканно с подругами, что к ней и придраться было нельзя. (6)Она готова была оказать массу мелких услуг, которые так ценятся подростками. (7)Сфинкс выручала не раз ближайших своих соседок по парте, подсказывая им ответы на уроках.
(8)Помогала писать подругам внеклассные домашние сочинения по иностранным языкам, поправляла арифметические задачи. (9)И всё это делалось ею без всякого усилия, свободно, просто, мило и легко. (10)Училась она лучше всех в классе.
(11)Но не замечательная память, не удивительная способность к языкам привлекали всеобщее внимание к Нине, а нечто совсем иное.
(12)Нина была Сфинкс! (13)Нина была загадка! (14)Никто не знал частной, домашней жизни этой пятнадцати летней девочки. (15)Не знали, есть ли у неё родные — мать, отец, братья, сёстры; не знали, как она проводит время вне классных занятий, как течёт её жизнь дома, какова её семья. (16)Онадержала себя в стороне от подруг и никогда не вступала ни с кем в длинные откровенные разговоры.
(17) Словом, Нина Махровая была Сфинкс.
(18) Учитель немецкого языка предупредил заранее, ещё на прошлом уроке, что классная задача будет не из лёгких, но что «взрослому» пятому классу нечего бояться трудной темы, так как каждая из девиц, наверное, знает как «Отче наш» Шиллера и его влияние на современников.
(19) Наступил злополучный день. (20)К немецкому уроку многие не явились.
(21)Никогда за весь год не насчитывалось столько заболевших в пятом классе, как в это утро. (22)У тех же, которые предпочли явиться в класс, глаза тревожно поблёскивали от одного ожидания рокового часа.
(23)Одна Нина Махровая оставалась спокойной. (24)Её глаза излучали обычный тихий свет, на матово-смуглом лице не было ни тени румянца — первого признака волнения.
— (25)Счастливица! — с плохо скрытой завистью шептали одноклассницы. —
(26)Что ей письменная работа! (27)Один пустой звук! (28)Подготовлена она прекрасно, языки знает на славу. (29)Богачка! (ЗО)Известное дело, родители могли дать какое угодно воспитание! (31)Миллионеры!
(32) А Сфинкс, и не подозревавшая всех этих мыслей, рождённых её скромной, молчаливой особой, спокойно сидела на своём месте с раскрытой тетрадкой и готовой к работе ручкой.
(33) С первым звуком колокольчика в класс вошёл учитель.
— (34)Ну как дела? — шутливо осведомился он у класса.
(36) Девочки дружно промолчали в ответ. (Зб)Уныние уже успело свить себе прочное гнёздышко в этих молоденьких душах.
(37) Немец громко прочёл заданную тему. (38)Теперь оставалось только писать.
(39)Скрепя сердце девочки принялись за работу. (40)Рядом со Сфинксом сидела Саша Роговцева, у которой о Шиллере не сохранилось положительно никакого воспоминания. (41)Нина Махровая писала да писала своим мелким, как бисер, почерком букву за буквой, строку за строкой. (42)Нина писала, Саша грызла перо и смотрела на соседку злыми, завистливыми глазами.
— (43)Махровая! — неожиданно чуть слышным шёпотом обратилась к Нине Саша. — (44)Послушайте… (45)Сфинкс, если бы вы захотели мне немного помочь…
(46)Махровая подняла голову и взглянула на Сашу:
— Что?
— (47)Помогите, умоляю, написать сочинение, Сфинкс!
— (48)Помочь нельзя. (49)Дайте я напишу за вас, а вы перепишете.
(50)Сфинкс откладывает свой наполовину исписанный листок в сторону,
незаметно вынимает из парты новый и пишет, пишет…
— (51)Вот! (52)Переписывайте скорее!
(53) После урока Саша ещё раз подошла к Нине:
— Благодарю вас, вы спасли меня, Сфинкс!
(54) Нина посмотрела на соседку глубоким, серьёзным взором.
— (55)Как жаль, — сказала она, отчеканивая каждое слово, — как жаль, что оправданием вашему спасению служат ложь и обман!
— (56)Что?
— (57)Ну да, ведь мы преисправно обманули господина Шталя. (58)А разве это красиво? (59)Хотите, я буду заниматься с вами по немецкому языку?
(60)Саша смутилась от неожиданности. (61)Хотела отказаться, но подумала и тихонько прошептала:
— Да, если это вас не затруднит!
— (62)В таком случае приходите завтра ко мне, и мы вместе приготовим следующий немецкий урок.
По Л. А. Чарской
* Лидия Алексеевна Чарская (1875-1937) — русская детская писательница, актриса.
Используя прочитанный текст, выполните ОДНО из заданий (13.1, 13.2 или 13.3).
13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Екатерины Ивановны Никитиной: «В тексте сравнение и метафора часто взаимодействуют: сравнение как бы подготавливает метафору, или поясняет её, или обновляет образное значение слова». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В таком случае приходите завтра ко мне, и мы вместе приготовим следующий немецкий урок».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
13.3 Как Вы понимаете значение выражения ПОМОЩЬ ЧЕЛОВЕКУ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается настоящая помощь человеку?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Решение:
13.1 Сравнение и метафора в художественном произведении зачастую дополняют друг друга.
В 15 предложении жизнь таинственной девочки Нины сравнивается с течением реки. Несмотря на то что писатель не говорит об этом прямо, нетрудно догадаться, что он имеет в виду: «…не знали, как она проводит время вне классных занятий, как течёт её жизнь дома, какова её семья».
В 36 предложении также используется метафора: «Уныние уже успело свить себе прочное гнёздышко в этих молоденьких душах».
13.2 Люди должны оказывать друг друга посильную помощь, потому что это укрепляет их взаимоотношения и делает каждого человека добрее.
В 25-31 предложениях мы видим, как гимназистки отзываются о своей однокласснице. Нина Махровая – таинственная натура, резко отличающаяся от других. Уже в самом начале предложенного фрагмента говорится о том, что эта девочка всегда выручала соседок по парте, «подсказывая им ответы на уроках».
Когда одна из гимназисток обращается к Нине за помощью, та соглашается написать за неё сочинение по немецкому языку.
13.3 В чём заключается настоящая помощь человеку? На мой взгляд, необходимо совершать благородные поступки и не относиться к людям с равнодушием.
В предложенном тексте Л.А. Чарской загадочная девочка Сфинкс предлагает однокласснице свою помощь в подготовке к урокам немецкого языка. Она делает это абсолютно бескорыстно, потому что у неё есть желание совершать подобные добрые поступки. Это её нисколько не затрудняет, ведь Нина любит выручать других людей.
Сообщение об ошибке
Расскажите, в каком месте допущена ошибка, мы как можно быстрее её исправим. Спасибо за обратную связь!

МГ | Pro | ProMax | |
Практика на платформе | |||
Отслеживание прогресса обучения | |||
Двухуровневое домашнее задание после каждого вебинара | |||
Все материалы составлены экспертом ЕГЭ | |||
Персональный менеджер | |||
Личный куратор | |||
Разбор ошибок личным куратором | |||
Еженедельные созвоны с куратором для закрытия индивидуальных пробелов | |||
Составление индивидуального расписания |

счёта
средств
подтверждено!
Теперь вы можете приступить
к следующему уроку
курса по математике
замены
Для смены номера телефона
мы отправили Вам код по СМС,
введите его в поле ниже.
Электронная почта
На почту придет чек об оплатеНажимая кнопку "купить", Вы выражаете своё согласие с офертой оказания услуг и принимаете их условия
Здравствуйте!
Выберите информацию о себе ниже

Оплата прошла успешно!
