стереть
Класс
8 9 10 11
Нужно авторизоваться
Нужно авторизоваться
Нужно авторизоваться
Нет аккаунта?
При наличии аккаунта на платформе можно
Введите больше 6 символов
Проблемы со входом?
Введи последние 4 цифры номера, с которого
поступит звонок. Трубку брать не нужно.
Повторный звонок через
сек.
Добро пожаловать!
Зарегистрируйся и получи Демо мастер-группы на 10 дней по любимым предметам бесплатно.
Добро пожаловать!
Как тебя зовут?
Введите не меньше 2 символов
Привяжем номер телефона
Введите не меньше 2 символов
Привяжем номер телефона
Повторный звонок через
30 сек.
Теперь нужно подтвердить номер - введи последние 4 цифры номера, с которого поступит звонок. Трубку брать не нужно
Введите не меньше 2 символов
Придумаем пароль
Почти закончили! Теперь нужно создать надежный пароль
Введите не меньше 2 символов
Немного о тебе
В какой класс ты переходишь?
Укажи, какие предметы будешь или хочешь сдавать
Введите не меньше 2 символов
На почту 12345@mail.ru отправлена ссылка для сброса пароля.
OK
Биология Скачать PDF
Практика
Биология
Скачать вариант в PDF
Номер варианта:

996967059

1 Задание 22. Анализ эксперимента. Нулевая гипотеза

Эксперимент №62

Экспериментатор изучал особенности физиологии остромордой лягушки. Для этого он провел эксперимент на группе животных: помещал их в герметичные камеры с возможностью регулировки температуры и измерял концентрацию кислорода и концентрацию углекислого газа непосредственно вблизи животных при помощи датчиков. Схема эксперимента изображена на рисунке.

      

Сформулируйте нулевую гипотезу* для данного эксперимента. Объясните, почему в эксперименте использовали лягушек только одного вида (остромордых). Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что для определения газового состава воздуха вблизи животных использовали датчики разных производителей?

    

*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами. 

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

2 Задание 23. Анализ эксперимента. Нулевая гипотеза (в №22)

Эксперимент №62

Экспериментатор изучал особенности физиологии остромордой лягушки. Для этого он провел эксперимент на группе животных: помещал их в герметичные камеры с возможностью регулировки температуры и измерял концентрацию кислорода и концентрацию углекислого газа непосредственно вблизи животных при помощи датчиков. Схема эксперимента изображена на рисунке.

      

Как изменятся концентрация кислорода и концентрация углекислого газа в камере с течением времени? Предположите, как повлияет повышение температуры от 4°С до 24°С на скорость изменения концентрации кислорода и концентрации углекислого газа в камере. С чем связаны эти изменения? Ответ поясните.

     

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

3 Задание 22. Анализ эксперимента. Неадекватность отрицательного контроля

Эксперимент №61

Экспериментатор исследовал особенности жизнедеятельности дрожжей. В 10 пробирок он внес питательную среду, дополнительно добавил сахарозу, а затем дрожжи хлебопекарные (Saccharomyces cerevisiae). В ходе эксперимента он оценивал объем выделившегося углекислого газа. Средние значения отражены на графике. 

     

Почему нельзя считать адекватным отрицательный контроль*, в котором экспериментатор выращивал дрожжи в дистиллированной воде? Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.

    

*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

4 Задание 23. Анализ эксперимента. Неадекватность отрицательного контроля (в №22)

Эксперимент №61

Экспериментатор исследовал особенности жизнедеятельности дрожжей. В 10 пробирок он внес питательную среду, дополнительно добавил сахарозу, а затем дрожжи хлебопекарные (Saccharomyces cerevisiae). В ходе эксперимента он оценивал объем выделившегося углекислого газа. Средние значения отражены на графике. 

     

Объясните изменения, происходящие в эксперименте в интервале 0-5 ч. Какие процессы в организме дрожжей обеспечивают выделение СО₂? Укажите условия протекания этих процессов.

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

5 Задание 22. Анализ эксперимента. Неадекватность отрицательного контроля

Эксперимент №60

Экспериментатор изучал особенности физиологии растительных клеток. Он помещал фрагмент эпидермиса тюльпана в 5%-ный раствор поваренной соли. Через 1, 2 и 5 минут после начала эксперимента исследователь зарисовал изменения, происходящие с клетками. Результаты приведены ниже.

   

В качестве отрицательного контроля* экспериментатор погружал фрагмент эпидермиса тюльпана на 5 минут в водопроводную воду. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.

     

*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

6 Задание 23. Анализ эксперимента. Неадекватность отрицательного контроля (в №22)

Эксперимент №60

Экспериментатор изучал особенности физиологии растительных клеток. Он помещал фрагмент эпидермиса тюльпана в 5%-ный раствор поваренной соли. Через 1, 2 и 5 минут после начала эксперимента исследователь зарисовал изменения, происходящие с клетками. Результаты приведены ниже.

   

Что произойдёт в описываемом эксперименте с клеткой, если через две минуты заменить раствор соли на дистиллированную воду? Ответ поясните. Почему чрезмерное применение противогололёдных солевых смесей неблагоприятно отражается на растениях вдоль дорог?

     

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

7 Задание 22. Анализ эксперимента. Неадекватность отрицательного контроля

Эксперимент №46

Экспериментатор решил изучить процессы деления эпидермальных клеток мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество клеток в питательной среде при добавлении препаратов колхицина или эпидермального фактора роста. Результаты представлены на диаграмме.

     

В качестве отрицательного контроля экспериментатор выдерживал (инкубировал) клетки в физиологическом растворе. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.

     

*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

8 Задание 23. Анализ эксперимента. Неадекватность отрицательного контроля (в №22)

Эксперимент №46

Экспериментатор решил изучить процессы деления эпидермальных клеток мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество клеток в питательной среде при добавлении препаратов колхицина или эпидермального фактора роста. Результаты представлены на диаграмме.

     

Чем можно объяснить наблюдаемые в эксперименте различия в воздействии препаратов на деление клеток? Известно, что ускорение клеточного деления происходит за счёт интерфазы. Какой период интерфазы не подвергается сокращению по времени в здоровых клетках? Ответ аргументируйте.

     

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

9 Задание 24. Система и многообразие органического мира

На рисунках показаны внешний вид и схема внутреннего строения семени томата. Назовите структуры семени, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Из каких исходных клеток образуются эти структуры? Укажите функцию каждой их структур.

     

     

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

10 Задание 24. Система и многообразие органического мира

Рассмотрите растения, изображенные на рисунках 1 и 2. Определите отделы, к которым их относят. Укажите по два признака, по которым Вы отнесли изображенные растения к этим отделам. Чем представлены гаметофиты изображенных растений?

       

     

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

11 Задание 24. Система и многообразие органического мира

На рисунке изображены способы образования разных групп медоносных пчел в улье. Какие группы пчел обозначены цифрами 1, 2, 3? Как называется способ размножения, в результате которого образуется группа особей, обозначенных цифрой 1? Дайте ему определение. Какую роль выполняет группа особей, обозначенная цифрой 1?

      

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

12 Задание 24. Организм человека и его здоровье

Определите расы людей, изображённых на рисунках 1, 2, 3. Рассмотрите рисунок под номером 1. Назовите три признака с разными адаптивными значениями, которые сформировались у представителей данной расы в ходе эволюции. Объясните значение каждого из них.

     

     

Источник: досрочный ЕГЭ-2025, демоверсия ЕГЭ-2024, основная волна ЕГЭ-2024

13 Задание 24. Клетка как биологическая система

Назовите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме. Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот тип деления клетки? Укажите два значения.

     

      

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

14 Задание 25. Система и многообразие органического мира

В руководстве для садоводов-любителей были написаны следующие фразы:

    

1) “Семянка представляет собой семя сложноцветных растений”;
2) “Использование словосочетания “стручки фасоли” верно с биологической точки зрения”;
3) “Корневище пырея ползучего, как и корни других сорняков, необходимо уничтожать в почве путем его рубки на части лопатой”.

    

Дайте аргументированные ответы, подтверждающие или опровергающие эти утверждения.

       

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

15 Задание 25. Организм человека и его здоровье

В 1902 г М.Бейлис и Э. Старлинг провели следующий эксперимент. У подопытного животного они перерезали все нервы, ведущие к поджелудочной железе. К удивлению ученых, как только пища касалась слизистой оболочки кишки, поджелудочная железа начинала изливать в ее просвет пищеварительный сок. С какой целью ученые перерезали все нервы, соединяющие железу с ЦНС? Какой отдел периферической нервной системы иннервирует работу поджелудочной железы? Какое влияние оказывает этот отдел на выработку панкреатического сока? Почему железа вырабатывала пищеварительный сок в эксперименте?

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

16 Задание 25. Система и многообразие органического мира

Известно, что биологические мембраны - текучие динамические структуры, в которых постоянно идет процесс замены фосфолипидов с различным составом жирных кислот - ненасыщенных и насыщенных. Температура плавления у ненасыщенных жирных кислот ниже, чем у насыщенных. В какое время года в регионах с выраженной сезонностью у березы повислой (Betula pendula) будет наибольшая концентрация ненасыщенных жирных кислот в составе мембранных фосфолипидов. Ответ поясните. Будет ли происходить замена фосфолипидов в клеточной стенке? Ответ аргументируйте.

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

17 Задание 25. Система и многообразие органического мира

Основная функция плавательного пузыря у рыб - поддержание тела на нужной глубине. Рыбы способны регулировать количество газов в пузыре и за счёт этого вертикально перемещаться в толще воды. После перенесенного заболевания рыба утратила способность рефлекторно регулировать объем пузыря. Как изменится объем плавательного пузыря этой рыбы при ее активном всплытии? Почему? Что при этом произойдет с самой рыбой? Ответ поясните. Каким образом могут всплывать и погружаться рыбы, у которых плавательный пузырь отсутствует?

     

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

18 Задание 25. Система и многообразие органического мира

Если сравнить сердца у китообразных и наземных млекопитающих, то окажется, что у многих китов правый желудочек развит существенно лучше левого, тогда как у наземных млекопитающих левый желудочек заметно толще правого. Как можно объяснить данную закономерность? При погружении у китообразных снижается общее потребление кислорода за счёт уменьшения кровоснабжения скелетных мышц. Как при этом изменяется частота сердечных сокращений? За счёт каких адаптаций и процессов в скелетной мускулатуре продолжает вырабатываться АТФ во время погружения?

     

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

19 Задание 25. Система и многообразие органического мира

Известно, что соотношение толщины мозгового вещества почки к корковому может сильно варьировать у разных животных. У каких грызунов - пустынных или равнинных - отмечается большее соотношение мозгового вещества почки к корковому и более концентрированная моча? Объясните наблюдаемую закономерность с позиции строения нефронов. Предположите, каково соотношение толщины мозгового вещества почки к корковому у бобров по сравнению с другими грызунами умеренных широт. Ответ поясните.

       

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

20 Задание 26. Экосистемы и присущие им закономерности

Мелкие ракообразные животные формируют в водных экосистемах основу зоопланктона. Какие причины вызывают резкое возрастание численности зоопланктона весной в пресных водоёмах Центрального региона России? Объясните, какие адаптивные значения для обитания в водной среде имеют такие черты строения планктонных организмов, как почти прозрачное тело, наличие различных выростов и щетинок, присутствие в теле жировых включений.

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

21 Задание 26. Эволюция живой природы

Серповидно-клеточная анемия - рецессивная мутация, при которой нарушается форма эритроцитов и связывание кислорода невозможно. В человеческой популяции встречается выживают люди двух фенотипов: без анемии с нормальными эритроцитами и с легкой формой анемии, при которой часть эритроцитов изменена. В измененных эритроцитах не может размножаться возбудитель малярии - малярийный плазмодий. В Африке, где распространена малярия, доля людей с легкой формой анемии очень высока. Какая форма естественного отбора проявляется в данном случае? Определите генотипы, соответствующие двум указанным фенотипам по гену серповидно-клеточной анемии. Объясните с позиции эволюционного учения высокую долю в Африке людей, больных легкой формой анемии.

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

22 Задание 26. Эволюция живой природы

В XX веке массово применялся пестицид ДДТ для защиты урожая от различных вредителей (насекомых, моллюсков). Одним из следствий применения ДДТ стало исчезновение в Центральной России хищных птиц сапсанов. Причиной вымирания сапсанов явилось негативное воздействие ДДТ на кальциевый обмен в организме птиц. Как сказалось нарушение этого обмена на формирование яиц и развитие эмбрионов? Почему применение пестицидов привело к гибели сапсанов, если токсичная для беспозвоночных концентрация ДДТ была безвредна для птиц?

     

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

23 Задание 26. Эволюция живой природы

При исследовании двадцатилетней динамики численности леммингов на Дальнем Востоке было замечено, что их численность в разные годы то возрастала, то сокращалась (см. график). Проявлением какого эволюционного фактора является данный пример? Назовите не менее двух причин, в результате которых возникает данное явление. Что происходило с генофондом популяции леммингов в те годы, когда их численность снижалась до 10–20 особей на 1 га? Чем такое изменение генофонда может быть опасно для дальнейшей эволюции вида?

     

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

24 Задание 26. Эволюция живой природы

Ареал современных мечехвостов - реликтовых хелицеровых водных членистоногих - охватывает восточное побережье Северной Америки, а также побережья многочисленных островов и полуостровов в Юго-Восточной Азии и Океании. Объясните, почему можно наблюдать такую закономерность в расселении мечехвостов. Какая геологическая теория лежит в ее основе? Почему ареал данного животного может служить биогеографическим доказательством эволюции живых организмов?

       

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

25 Задание 26. Эволюция живой природы

В современной биологии существует концепция гандикапа, согласно которой вредные для выживания признаки, например длинный хвост у павлина, могут демонстрировать качество генома самца. Благодаря какой форме естественного отбора возможно сохранение данного признака? Почему данный признак сохраняется у павлина? Как связано наличие длинного хвоста с качеством генотипа самца? 

   

Источник: досрочный ЕГЭ-2025, демоверсия ЕГЭ-2024

26 Задание 27. Закон Харди-Вайнберга (равновесная популяция)

Поликистоз - моногенное заболевание почек, возникающее в результате мутации в гене PKHD1, наследующееся по аутосомно-рецессивному типу. Частота встречаемости заболевания в равновесной популяции человека составляет 1:2000. Рассчитайте частоты мутантных и нормальных аллелей, частоты всех фенотипов в данной популяции. Поясните ход решения. Какой эволюционный фактор может приводить к снижению доли рецессивных гомозигот во всей человеческой популяции? При расчётах округляйте значения до четырёх знаков после запятой. 

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

27 Задание 27. Закон Харди-Вайнберга (равновесная популяция)

Фенилкетонурия - моногенное заболевание, возникающее в результате нарушения аминокислотного обмена, наследующееся по аутосомно-рецессивному типу. Среди японцев заболевание встречается в среднем 8 раз на 19 000 рождений. При этом частота мутантного аллеля во всей человеческой популяции составляет 0,01. Рассчитайте равновесные частоты мутантного и нормального фенотипов в человеческой популяции, а также частоту мутантного аллеля среди японцев. Поясните ход решения. Какой эволюционный фактор приводит к наблюдаемому различию частот мутантного аллеля? При расчётах округляйте значения до четырёх знаков после запятой.

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

28 Задание 27. Закон Харди-Вайнберга (равновесная популяция)

Муковисцидоз - моногенное заболевание, возникающее в результате нарушения структуры мембранного транспортёра, наследующееся по аутосомно-рецессивному типу. Частота встречаемости заболевания в равновесной популяции человека составляет 1:2000. Рассчитайте частоты мутантных и нормальных аллелей, частоты всех фенотипов в данной популяции. Поясните ход решения. Какой эволюционный фактор может приводить к снижению доли рецессивных гомозигот во всей человеческой популяции? При расчётах округляйте значения до четырёх знаков после запятой.

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

29 Задание 27. Биосинтез белка. Задачи на палиндром

Известно, что синтез нуклеиновых кислот начинается с 5' конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5' к 3' концу. В цепи РНК и ДНК могут иметься специальные комплементарные участки, благодаря которому у молекулы может возникать вторичная структура. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая)).

     

5'-ЦАТГЦЦТАТАТГЦЦТТАГГЦГЦ-3'
3'-ГТАЦГГАТАТАЦГГААТЦЦГЦГ-5'

     

Определите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте. Установите вторичную структуру этого фрагмента тРНК. Определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если антикодон равноудален от концов комплементарных участков цепи. Поясните ход решения. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

30 Задание 28. Сцепленное с полом наследование (два гена в Х-хромосоме)

У человека аллели генов ихтиоза (заболевание кожи) и гемофилии типа А находятся в одной хромосоме. Женщина без указанных заболеваний, у дигомозиготной матери которой был ихтиоз, а у отца не было указанных заболеваний, вышла замуж за мужчину без ихтиоза, но больного гемофилией. Родившаяся в этом браке здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В этой семье родился ребенок, больной ихтиозом и гемофилией. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Объясните рождение ребёнка, имеющего эти два заболевания, у здоровых родителей во втором браке.

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

31 Задание 28. Сцепленное наследование (генетические карты)

При скрещивании дрозофил с длинными усами, укороченными крыльями и дрозофил с короткими усами, длинными крыльями всё потомство получилось с длинными усами и длинными крыльями. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 12,14, 88, 86. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, численность каждой группы потомков в анализирующем скрещивании. Постройте генетическую карту для указанных выше генов, укажите на ней местоположение каждого гена и расстояние между ними (в %), определите тип наследования генов указанных признаков.

     

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

32 Задание 28. Сцепленное с полом наследование (ген в PAR и ген в У-хромосоме)

На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Аллель гена образования перепонок между пальцами (перепончатые пальцы) наследуется голандрически (наследование по гетерогаметному полу). Женщина с нормальным развитием кисти и нормальными пальцами вышла замуж за мужчину с аномалией развития кисти и перепончатыми пальцами, гомозиготная мать которого не имела аномалии в развитии кисти. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных аномалий. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка с нормальным развитием кисти и перепонками между пальцами? Ответ поясните. 

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025, демоверсия ЕГЭ-2024

33 Задание 28. Сцепленное с полом наследование (ген в PAR и ген в У-хромосоме)

На Х- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает пигментную ксеродерму (повышенную чувствительность к ультрафиолетовому облучению). Аллель гена избыточного роста волос на средних фалангах пальцев кистей наследуется голандрически (наследование по гетерогаметному полу). Женщина с пигментной ксеродермой и отсутствием избыточного роста волос вышла замуж за мужчину без пигментной ксеродермы и с избыточным ростом волос на средних фалангах пальцев кистей, гомозиготная мать которого страдала пигментной ксеродермой. Родившаяся в этом браке дочь без указанных аномалий вышла замуж за мужчину с пигментной ксеродермой и с отсутствием избыточного роста волос на средних фалангах пальцев кистей. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка с двумя названными аномалиями? Ответ поясните.

    

Источник: досрочный ЕГЭ-2025

Здравствуйте!

Выберите информацию о себе ниже

pay-success-img

Оплата прошла успешно!

pay-un-success-img

Оплата не прошла

Попробуйте снова